Если вы интересуетесь нейробиологией, то вы наверняка слышали про пациента HM, которому удалили гиппокамп. Он после операции неплохо помнил то, что с ним происходило раньше, но практически утратил способность запоминать новую информацию о мире.
Со времен пациента HM наука шагнула далеко вперед. Сегодня разработаны инструменты, которые позволяют помечать в мозге конкретные нейроны, участвующие в формировании конкретного навыка (по крайней мере, если вы генномодифицированная мышь). И выясняется, что действительно мы сначала формируем след памяти в гиппокампе, а потом он ослабевает там, зато усиливается репрезентация в префронтальной коре. И заниматься переносом информации из одной части мозга в другую, — и не просто переносом, а заодно и упорядочиванием, вычленением главного, интеграцией в контекст, — удобнее всего именно во сне, когда мозг не занят обработкой сигналов от внешней среды и может синхронизировать активность разных своих областей.
По-видимому, это и есть основная причина, по которой ни одно животное не может полностью избавиться от сна, несмотря на все очевидные риски, связанные с ним при жизни в опасной дикой природе. Животному надо учиться, а без периодического ухода в офлайн-режим это не получается.
О том, что еще мы знаем (и чего не знаем) про этот процесс, и существуют ли возможности в него вмешиваться и увеличивать его эффективность, поговорим 10 декабря в Тбилиси. Лекция пройдет в конференц-зале Ginger Hotel & Restaurant (Polikarpe Kakabadze 49, это в переулочках у подножья Мтацминды, вверх от метро Руставели). Начало в 19:30, билеты по ссылке.